О том, как зародилась Капоэйра есть множество легенд и суждений. Я придерживаюсь наиболее популярной и правдоподобной версии. Капоэйру завезли вместе с африканскими рабами в конце XVII века в самый разгар колониальных войн на Южно-Американском континенте. Как часть культуры африканского народа – смесь танцев и ритма, Капоэйра в те времена еще не была Капоэйрой как таковой. Находясь на начальной стадии развития как борьбы и боевого искусства, Капоэйра в те времена являлась, скорее всего, ритуальным обрядом, который передавался из поколения в поколение. Когда же африканских аборигенов начали завозить на континент как рабов, то, конечно же они не мирились с этим. Как и все рабы они мечтали о свободе, что и побуждало их на побеги от хозяина. Те, которым удавалось удачно убежать – селились в южно-американских джунглях, организовывали лагеря и поселения беглых рабов. И, конечно же, они нуждались в защите – а защитить себя могли они только своими руками, ну и ногами конечно. Ритм танца и звук тамтамов был у них “в крови”, была сила, которую несли родительские и расовые гены и тяжелый ежедневный труд, была необходимость защищать себя, своих жен, детей. Предпосылок больше чем достаточно. Так зародилась борьба под ритм танца.
Поселявшиеся беглые рабы в любом случае контактировали с местными индейцами, племенами, что и дало в высокой вероятности, толчок к развитию Капоэйры именно на Южно-Американском континенте.
С развитием цивилизации Капоэйра стала приходить из джунглей и в города. Но, например, Капоэйра в Рио отличалась от Капоэйры в Сан-Пауло, что связано с этническим населением этих районов и городов. В те времена Капоэйра была жестокой и беспощадной и служила для убийств или увечий, побоищ между различными бандами. Банды в те времена обладали огромной силой и держали в страхе большинство мирного населения. Недостаток огнестрельного оружия члены группировок компенсировали смертельным умением сражаться на ножах или мачете. Заточенные лезвия очень часто зажимались между пальцами рук и ног, что делало быстрого, сильного бойца еще более опасным.
Основоположником Капоэйры как боевого искусства является местре Бимба (Мануэль душ Реиш Мачаду). Мануэль душ Реиш Мачаду (Бимба) родился в 1900 году в Сальвадоре, Байя (Бразилия). "Главное не то, как ты держишь подбородок, а то, что у тебя внутри. То, что позволяет тебе взорваться энергией в нужное время и в нужном месте", - этому учил юного Бимбу его первый учитель – Бентиньу. И Бимба на отлично изучил уроки, которые ему в детстве преподавал его первый учитель. В 1936 году в газете “A Tarde” была опубликована статья, в которой рассказывалось, как Бимба, использую технику Капоэйры смог защититься от нескольких недобросовестных представителей полиции. Сегодняшние капоэристы применяют практически все технические элементы, которые внес в Капоэйру Бимба. Местре Бимба досконально разработал методики ударов ногами и руками, технику падений и вращений, бесконтактные уходы от ударов и многое другое. Бимба положил основу Капоэйры, за что его и принято считать основоположником той Капоэйры, которая существует сегодня.
С мировым и духовным прогрессом человечества, в большинстве случаев уже нет надобности убивать противника, но необходимость защищать себя была и остается всегда. Сегодняшняя Капоэйра как и все признанные виды боевых искусств воспитывает духовность, гармонию в душе, гармонию в теле, силу, уверенность и правильное отношение к сопернику.